"Он больше, чем K-pop": как Сон-мания сделала "шпор" популярными в Южной Корее
Пятнадцатилетний Ли Ен Су добавляет: “На самом деле я не интересуюсь футболом, но это событие было слишком захватывающим, чтобы его пропустить.”
Молодой, старый или случайный футбольный болельщик - на самом деле это не имеет значения. Сеульский международный аэропорт Инчхон в воскресенье в обеденный перерыв собрал сотни фанатов, стремящихся хоть мельком увидеть своего кумира Сон Хын Мина, который вместе с товарищами по команде "Тоттенхэм Хотспур" возвращался в Лондон после недели и двух предсезонных матчей в Южной Корее.
Эта способность превосходить все возрастные группы и классы является частью того, что делает Сона таким захватывающим культурным феноменом — и что делает его известность намного выше, чем даже у любимых кумиров K-pop, которые привлекают меньшую аудиторию.
"Шпоры" сейчас очень популярны в Южной Корее в целом (подробнее об этом позже), но именно отношения между Соном и его соотечественниками стали определяющей темой этого тура.
“Я не думаю, что у Сона есть соперник, когда дело доходит до популярности здесь”, - говорит Ли Сон Мо, который освещал карьеру Сона для корейских СМИ с тех пор, как он перешел в "Тоттенхэм" летом 2015 года из немецкого "Байера" и является одним из самых уважаемых футбольных обозревателей в своей стране.
“У нас много поп-звезд, таких как BTS, и у них огромные базы поклонников за рубежом, но в Южной Корее популярность Сона не имеет никакого разрыва между поколениями. Сначала Соном интересовались только футбольные фанаты, но теперь это касается всей страны. Дети, которым пять или шесть лет и даже до 90 лет; дедушки, бабушки. Все.”
Помимо участников известных к-поп-групп, таких как BTS, в этой стране есть и другие крупные звезды — например, Пон Чжун Хо, оскароносный режиссер фильма "Паразит", и Ли Чжон Чжэ, звезда чрезвычайно популярного сериала Netflix "Игра в кальмара". Но говорят, что их популярность ничуть не уступает уровню популярности Сона.
Оливия, 20-летняя канадка корейского происхождения, приехавшая в аэропорт, чтобы повидаться с Соном, говорит: “Сонни здесь самая большая звезда. Его любят везде, даже больше, чем любых кумиров K-pop, потому что все любят его, независимо от возраста или статуса."
66-летняя болельщица и ее 34-летняя дочь, присутствующие в аэропорту, являются свидетельством этого, причем первая описывает себя как “фаната королевской семьи”. Она добавляет: “Он не мой кумир. Он мой герой. Из-за Сона я увлекся футболом и не сплю всю ночь, чтобы посмотреть его матчи в прямом эфире ”. (Разница во времени с Кореей означает, что вечерние игры в Европе начинаются примерно в 4 утра по местному времени).
Среди нескольких сотен присутствующих, которые мобилизовались в основном после того, как узнали в социальных сетях, в какое время прибудет тренер с игроками "Тоттенхэма", эти истории и персонализированные артефакты являются типичными.
Другие болельщики принесли еду, чтобы попытаться передать ее Сону и его товарищам по команде, мячи, чтобы он подписал их, и ламинированные плакаты, чтобы помахать ими в знак признательности своему герою. Здесь работают крупнейшие вещательные компании страны, и некоторые из присутствующих болельщиков находятся здесь с момента открытия аэропорта в течение дня, чтобы получить наилучшие точки обзора. Некоторые фанаты попытались выяснить, каким рейсом будут лететь "шпоры", но были сбиты с толку тем фактом, что они летели на некоммерческом самолете.
Повсюду царит истерия, а сотрудники службы безопасности пытаются сохранить порядок. Прибытие “шпор” неделей ранее вызвало еще более волнующие сцены, которые один из присутствующих назвал "сюрреалистичными".
Сон также был встречен как герой, когда ему вручили Золотую бутсу Премьер-лиги за прошлый сезон, после того как он стал лучшим бомбардиром вместе с Мохаммедом Салахом из "Ливерпуля" в этом же аэропорту в мае.
Шум в воскресенье, когда появился 30-летний игрок в темных очках и выглядевший с ног до головы рок-звездой, которой он является у себя на родине, был таким же громким, как и прием, который он получил, когда появился, чтобы поприветствовать своих товарищей по команде, когда они прилетели чуть больше недели назад.
Куда бы "шпоры" ни приезжали во время тура по Южной Корее, их встречали сотни болельщиков, желающих выразить свою признательность — будь то на тренировках, спонсируемых мероприятиях или на ужине. Куда бы они ни пошли, слухи всегда распространялись повсюду. Легионы болельщиков круглосуточно дежурили возле отеля клуба. Звезды к-поп-музыки присоединились к Сону на раздаче автографов, надев футболки "Тоттенхэма".
Персонал и игроки "шпор" были ошеломлены оказанным им приемом. “Я этого не ожидал”, - говорит защитник сборной Англии Эрик Дайер. - “Потрясающий прием в аэропорту и везде, где мы были с тех пор.”
“Бог”, “рок-звезда” и “член королевской семьи” - так по-разному Сона описывали в The Athletic в последние несколько дней. Более почитаемым, чем Дэвид Бекхэм на пике его славы, считается бывший защитник сборной Южной Кореи Ли Ен Пхе, который с 2005 года провел три сезона на "Уайт Харт Лейн".
В этот момент вы можете подумать: “Суперзвездный футболист популярен в своей родной стране. Неужели это действительно так необычно?”. И в некоторых отношениях ответ отрицательный.
Игрок, ставший одним из лучших в мире из страны и с довольно скудным послужным списком в этом отношении, всегда будет провоцировать истерию. Вероятно, было бы то же самое, если бы Салах и "Ливерпуль" отправились в турне по Египту или если бы Садио Мане и его новый клуб "Бавария Мюнхен" посетили Сенегал.
И все же есть что-то особенное в Соне в Южной Корее, что сочетание, среди прочего, способностей и индивидуальности объединились, чтобы страна, изголодавшаяся по футбольным талантам высшего уровня, чувствовала себя чем-то, что превосходит обычное преклонение перед спортивными суперзвездами.
“Черты, присущие Сону, - это то, что хотелось бы иметь большинству корейских мужчин моего возраста (около 20 лет), и именно это делает его такой иконой”, - объясняет Майкл Джи, один из соотечественников Сона. - “Он высокий, красивый, владеющий несколькими языками, спортивный, успешный за границей в области, где большинство азиатов — не говоря уже о корейцах — не известны успехом. И он добился всего, что у него есть, благодаря упорному труду, преодолев относительные трудности, связанные с довольно жестким воспитанием, полученным в детстве от его отца."
“Я всегда думал, что эти качества в основном находят отклик у таких молодых людей, как я, но то, насколько сильно он находит отклик у людей всех возрастов, просто невероятно.”
На протяжении всей недели пребывания клуба из северного Лондона здесь казалось, что их присутствие захватило весь Сеул — шумиха проявилась в вездесущих футболках “шпор” с надписью "Son".
Опять же, возможно, это типично для зарубежных туров команд Премьер-лиги, но даже если вы цинично относитесь к уникальности феномена Сона в Южной Корее, есть много примеров, которые кажутся замечательными.
Возьмем киоски, торгующие нижним бельем "Тоттенхэма" в Пусане, портовом городе на южной оконечности страны, или тот факт, что почти в точности с появлением Сона футбол обогнал бейсбол как самый популярный вид спорта на его родине.
Кроме того, есть регулярные программы на спортивных каналах корейской телевизионной сети SPO TV, которые представляют собой просто подборку лучших голевых передач Сона или всех его голов в прошлогодней кампании за "Золотую бутсу".
Куда бы вы ни отправились в этой стране, вы найдете Сона.
Один из участников недавней конференции, посвященной отношениям Южной и Северной Кореи, смеется, вспоминая, что на автобусе из Сеула на мероприятие DVD, выбранный водителем для публичной трансляции, был обзором "шпор" в конце сезона.
В прямых трансляциях матчей "Тоттенхэма" здесь над табло появляется значок Сона, обозначающий, что он играет (если он будет назван в числе запасных, он будет на скамейке запасных). Если он забивает или забивает гол, рядом с графическим изображением табло появляются значки, обозначающие и это.
Сейчас "шпор" поддерживают 12 миллионов — почти каждый четвертый — южнокорейцев (согласно исследованию, проведенному по заказу AIA, азиатской страховой компании, которая является спонсором клуба), но на большинство вещей смотрят сквозь призму Сона. “Сон и ”Шпоры" обыграли команду Х" - обычная структура заголовков.
Товарищ по команде Лукас Моура также пользуется огромной популярностью в стране после того, как в последний день прошлого сезона Сон забил гол за "Золотую бутсу" в ворота "Норвича".
С другой стороны, было короткое разочарование в Дайере после того, как он накричал на Сона во время поражения в Кубке Англии от “Мидлсбро” в марте, но он искупил свою вину, спросив уже вылетевшего вратаря "Норвича" Тима Крула: "Что тебе дал Салах?", в последний день после того, как он сделал серию сейвов, чтобы ненадолго задержать попытку Сона стать лучшим бомбардиром лиги.
Кстати, эта игра была единственной из 10 матчей Премьер-лиги, проходивших одновременно в то воскресенье и показанных в подавляющем большинстве спорт-баров как вечером, так и на следующее утро, когда игры перетранслируются из-за бесполезной разницы во времени (эти 4 часа дня стартовали в полночь по местному времени). "Ливерпуль" и "Манчестер Сити" разыгрывали захватывающее завершение титульной гонки на "Энфилде" и "Этихаде", но в Корее все внимание было приковано к "Кэрроу Роуд", погоне Сона за "Золотой бутсой" и успешным попыткам "шпор" обеспечить квалификацию Лиги чемпионов.
Пара фанатов в аэропорту объяснили, что они регулярно фотографируют Сона, когда он появляется на их телевидении, в то время как другие говорили о памятных вещах дома. Один сболельщик признался, что он подсунул свою жену и детей родителям,, чтобы быть в аэропорту и мельком увидеть Сона.
И в качестве еще одного доказательства уникальности, тот факт, что Сон потратил полчаса, раздавая автографы практически всем, кто появился в аэропорту, и сотрудникам "Тоттенхэма" пришлось его оттаскивать, помогает показать, почему, по мнению многих людей, это выходит за рамки "Игрок такой-то популярен дома". Страна и парадигма.
Там были болельщики, которые действительно выглядели так, словно вот-вот упадут в обморок. Это были "Битлз" в аэропорту Кеннеди в 1964 году.
Еще одним элементом его истории, который выделяет Сона, является его преданность "шпорам", учитывая, что он легко мог бы агитировать за переход в клуб, у которого больше шансов выиграть трофеи за семь бесплодных лет с ними. Такая преданность необычна для современных игроков, и даже столь же преданный Кейн был достаточно сыт по горло прошлым летом, чтобы настаивать на уходе после пары мрачных лет в "Тоттенхэме". Такие проявления щедрости, как оплата счета, когда он повел команду на корейское барбекю в четверг вечером, и вручение всей группе из более чем 100 человек личных приветственных подарков, еще больше укрепляют его репутацию особенного человека.
Пока они были в Южной Корее, популярность Сона ощущалась повсюду всеми, кто имел отношение к "Шпорам". У одного сотрудника попросили автограф, потому что он был одет в форму "Тоттенхэма". Несмотря на то, что он протестовал, говоря, что фанат не мог слышать о нем, это не имело значения — болельщик все равно хотел этого. У другого официант ресторана попросил автограф.
Тренеры и старшие сотрудники были окружены толпами возбужденных болельщиков,в аэропорту вся команда, особенно такие игроки, как Кейн и Моура, были встречены бурными аплодисментами.
И дело было не только в игроках. У популярных английских и корейских журналистов (в том числе Ли Сон Мо), которые регулярно освещают деятельность Сона, также просили автографы, иногда вызывая длинные очереди, поскольку фанаты терпеливо ждали.
На субботней игре против испанской "Севильи" в Сувоне, примерно в 30 км к югу от Сеула, около часа 500 человек стояли в очереди, чтобы сфотографироваться с картонными моделями игроков "Тоттенхэма". Наградой был шанс также выиграть шарф или кепкуу "шпор".
В родном городе Сона Чхунчхоне, в 75 км к востоку от Сеула, в его честь установлена огромная фреска, а также установлены баннеры с надписями типа “Гордость Чхунчхона, гордость "Тоттенхэма" ... поздравляем с попаданием в Лигу чемпионов и Золотой бутсой”.
В Футбольной академии Сона стоимостью 11 миллионов фунтов стерлингов (13 миллионов долларов), которую он в значительной степени финансировал в том же городе, музей в его честь находится на стадии планирования. Когда он приезжал в июне, там царила истерия, похожая на ту, что была в аэропорту в воскресенье.
Остановившись на автосервисе на обратном пути из Чхунчхона в Сеул, вы увидите лицо Сона в центре популярного ресторана быстрого питания Lotteria. Его возвращение в Корею этим летом, которое произошло раньше, чем у остальной команды “шпор”, побудило сеть запустить кампанию "Сделано в Корее", в рамках которой они создали новый бургер, посвященный местному мясу.
На поле фактор Сона можно было увидеть в первом товарищеском матче "Тоттенхэма" против команды K League, состоящей из звезд 12 клубов высшего дивизиона страны. Стадион Чемпионата мира в Сеуле вместимостью 66 000 человек был распродан за 25 минут. Это площадка, которая иногда заполняется примерно на четверть для клубных игр. Очереди на переполненные поезда метро на игру растянулись на сотни метров, а на предматчевых пресс-конференциях присутствовало более 100 журналистов и столько же фотографов.
Билеты на матч "Севильи" на стадионе в Сувоне вместимостью 44 000 человек были распроданы за 20 минут. На обоих товарищеских матчах во время тура каждый раз, когда Сон прикасался к мячу, раздавались крики восторга, а в средствах массовой информации преобладали сообщения о том, как он выступал.
“В последние несколько дней все корейские СМИ в газетах говорят о ”Тоттенхэме" только хорошее", - говорит Ли Сон Мо. - “Они принесли так много хорошего в корейский футбол. Я думаю, что ”Тоттенхэм" здесь больше, чем "Манчестер Юнайтед"".
Болельщики выстраиваются в очередь на поезда метро в преддверии победы "Тоттенхэма" со счетом 6: 3 над командой K League в Сеуле в прошлую среду. Защитник "Севильи" Гонсало Монтьель, который в гневе столкнулся с Соном после того, как в субботней игре его зацепил локоть корейца, быстро стал злодеем пантомимы среди корейских фанатов в социальных сетях.
Сон рассказал о настроении в своей родной стране во время тура: “Я был здесь с "Леверкузеном", а также с "Гамбургом" (его первым европейским клубом), но со "шпорами", я думаю, это нечто особенное, потому что болельщики больше интересуются нашим футболом и крупными игроками. Это невероятно. Поклонники, любовь… мы чувствуем любовь, которую дарят нам фанаты."
Конечно, в соответствии с популярностью Сона, профиль и популярность клуба в стране все росли и росли за последние несколько недель, месяцев и лет. Помимо того, что это самый посещаемый и пользующийся наибольшей поддержкой зарубежный клуб в Южной Корее, товарищеский матч против команды K League посмотрели два миллиона человек - единственное спортивное событие в истории Кореи, которое транслировалось больше всего.
С начала нового финансового года 1 июля Южная Корея стала вторым по величине рынком электронной коммерции "Тоттенхэм Хотспур", уступив только Великобритании. Продажи в этот период в Корее в настоящее время вдвое меньше, чем в Великобритании, и почти в два раза больше, чем во всех Соединенных Штатах.
За этот период по сравнению с прошлым годом (с 1 по 15 июля) количество транзакций в Южную Корею увеличилось с 238 до 5283. Из них 4800 включали в себя домашнюю форму. В дни матчей на стадионе “Тоттенхэм Хотспур” продается до 700 футболок Сонни — больше, чем у любого игрока "на большом расстоянии".
В Корее популярность Сона такова, что футболка национальной сборной распродана, и ее практически невозможно достать. Футболки "шпор" с его именем на спине встречаются повсеместно — даже в комплектах почти 30-летней давности.
Большой вопрос, с точки зрения "Тоттенхэма", заключается в том, насколько продлится их популярность в Южной Корее после того, как Сон покинет клуб или уйдет на пенсию. Это часть того, ради чего был этот тур: закрепить огромную популярность, которую они имеют в стране, и сделать так, чтобы она вышла за рамки продолжительности карьеры Сона в клубе.
Поддержка игрока, а не команды — растущая тенденция среди молодых футбольных фанатов, особенно в Восточной Азии, как объяснил The Athletic в 2020 Саймон Чедвик, глобальный профессор спорта и директор Центра евразийского спорта бизнес-школы Emlyon.
“Среди футбольных фанатов во всем мире, но особенно в Восточной Азии, а также среди фанатов молодого поколения миллениалов, наметилась тенденция, когда общение с игроком не обязательно является прелюдией к взаимодействию с командой,” - сказал Чедвик. - “Вместо этого мы видим, что болельщики следят за игроками, а не за клубами."
“В Британии происходит нечто подобное, где много молодых болельщиков, которые любят Мбаппе. Им наплевать на ”Пари Сен-Жермен", они просто любят Мбаппе."
Эксперты в Корее понимают, что количество фанатов "шпор" естественным образом сократится, как только Сон уйдет, но его наследие в "шпорах" гарантирует, что многие из этих людей останутся фанатами лондонского клуба, когда он, наконец, повесит бутсы на гвоздь.
Тот факт, что теперь он вряд ли перейдет в другой элитный клуб, должен помочь в этом отношении. Если бы он перешел, скажем, в мадридский "Реал", то, скорее всего, забрал бы с собой огромное количество болельщиков.
По словам Ли Хён Чжу, сеульского журналиста STN Sports, тот факт, что местные болельщики, которые так часто вынуждены пропускать прямые трансляции матчей из-за разницы во времени с Европой, смогли посмотреть игры в прямом эфире в течение последней недели, сильно повлиял на их отношение к "шпорам".
"Если болельщики хотят смотреть матчи в прямом эфире, им приходится ложиться спать очень поздно, поэтому трудно сохранить вовлеченность," - говорит он. - "Но тот факт, что болельщики смогли увидеть матчи и тренировки онлайн, повысил связь между болельщиками и клубом. Поэтому я думаю, что это был важный тур, который помог "Шпорам" укрепить фанбазу и свою популярность здесь".
"В Корее, когда Сон уедет, интерес к нему определенно снизится. То же самое произошло с Пак Чжи Суном - "Манчестер Юнайтед" был очень популярен, но после его ухода популярность значительно упала. Так что если Сон уйдет, мы можем увидеть то же самое, но связь, плюс тот факт, что Ли (Ён Пхё) был там, означает, что популярность может упасть не так значительно".
Можно с уверенностью сказать, что жители страны испытывают гордость за Сона: гордость за его достижения на поле, а также за то, как он себя ведет и делает все возможное, чтобы уделить время другим. С этим связано и огромное чувство привязанности к "шпорам" - клубу, который помог ему стать известным на весь мир.
Является ли связь между Соном и его соотечественниками беспрецедентной, неизвестно, но все, кто был в Сеуле и Сувоне в течение последней недели, будут помнить о любви, проявленной к нападающему и его товарищам по команде. О сценах в аэропорту в воскресенье, когда мир получил представление о Сон-мании.
"Я никогда этого не забуду", - сказал один из болельщиков. С этим трудно не согласиться.
По материалам The Athletic