Контракты игроков - самый большой барьер на пути продления сезона
Несколько ведущих спортивных юристов выразили серьезные сомнения в отношении последствий продления сезона после 30 июня: один адвокат сказал, что это просто "нереально", другой заявил, что такая ситуация станет "абсолютным кошмаром".
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, конечно, больше, чем футбол или любой другой вид спорта, но это не означает, что профессиональная игра не сталкивается с важными и беспрецедентными проблемами.
Одна из самых сложных проблем - как завершить текущий сезон в Европе, где контракты со многими игроками истекают 30 июня, и это является жестким ограничением для завершения одного сезона и начала другого. Никто не ожидал, что появятся причины это ограничение сдвигать.
Такой сдвиг приводит к проблемам, с которым сталкиваются администраторы, клубы, лиги и игроки, пытающиеся выяснить, как сохранить целостность своих соревнований и одновременно выполнить различные телевизионные и коммерческие контракты, в предположении, что их правительства позволят это сделать.
"Если сезон будет продлен после 30 июня, клубы захотят пролонгировать некоторые из истекающих контрактов, но они вряд ли захотят заключать новые трехлетние соглашения, поэтому, скорее всего, предложат краткосрочные контракты," - говорит Ник Де Марко, адвокат.
"Но это является проблемой для игроков: если вы получите травму во время игры по краткосрочному контракту, вы можете оказаться без работы. Теперь для всех сторон имеет смысл договориться и найти выход, но игроки не обязаны соглашаться на эти краткосрочные продления в соответствии с английским законодательством."
Дэн Ловэн, специалист по спортивным контрактам в лондонской юридической фирме, соглашается с Де Марко.
"Некоторые игроки с истекающими контрактами могут быть довольны тем, что клубы будут платить им еще несколько недель или месяцев, но другие откажутся принимать любое продление, поскольку они не захотят ставить под угрозу долгосрочный или лучший контракт с новым клубом," - говорит Ловен.
Рабочая группа, созданная руководящим органом ФИФА по футболу для рассмотрения вопросов регулирования, вызванных пандемией, недавно направила отчет заинтересованным сторонам.
В этом отчете, о котором пишет The Athletic, ФИФА говорит, что "тремя основными вопросами", которые необходимо решить, являются истекающие контракты, "надлежащие сроки" для следующего трансферного окна (которое в настоящее время планируется открыть 1 июля) и "нарушенные" соглашения, которые не могут быть выполнены из-за вспышки COVID-19.
Существует концепция "тщетности", как в системах общего права, таких как в Англии, так и в системах гражданского права, например, в Швейцарии, где базируется ФИФА. Говоря по-простому, она говорит, что контракты могут быть отменены, если непредвиденное событие делает невозможным выполнение контракта.
Это особенно важно сейчас, когда клубы не могут обеспечить своих тренеров, игроков и других сотрудников работой и, возможно, из последних сил пытаются платить им. В результате клубы стараются убедить своих сотрудников согласиться на сокращение заработной платы или отложить ее выплату до тех пор, пока все не вернется к нормальной жизни. Среди тех, кто принял эти сокращения, есть игроки из "Барселоны", "Баварии", "Мюнхена" и "Ювентуса".
Пока что лишь немногие команды в Англии и Шотландии согласились сделать то же самое, хотя "Ньюкасл Юнайтед", "Норвич Сити", "Борнмут" и "Тоттенхэм Хотспур" стали первыми клубами Премьер-лиги, которые воспользовались схемой, поддерживаемой правительством, чтобы избежать увольнения неигрового персонала. Это означает, что этим сотрудникам будет выплачиваться 80 процентов их обычной зарплаты, максимум до 2500 фунтов стерлингов в месяц, из государственного бюджета - спорный шаг для компаний, в которых работают миллионеры.
ФИФА может предоставить только общее руководство по этим вопросам, и ее предложение заключается в том, чтобы "клубы и сотрудники (игроки и тренеры) поощрялись к совместному обсуждению для согласования отсрочки и/или сокращения заработной платы на разумную сумму в течение любого периода остановки."
Английская футбольная лига, Премьер-лига и Ассоциация профессиональных футболистов собрались в среду, чтобы попытаться достичь единой позиции, и ожидается, что игроки из Англии согласятся отсрочить выплату части своей заработной платы.
На это, безусловно, надеется профсоюз игроков FIFPro, генеральный секретарь которого Йонас Баер-Хоффманн заявил журналистам во вторник, что он надеется, что различные договорные вопросы могут быть решены "коллективно, при наличии правильной воли с обеих сторон".
Но, видимо, в качестве примера неправильной воли, он также рассказал про семикратного чемпиона Словакии "МСК Жилина", который стал первым европейским клубом, начавшим процедуру ликвидации после начала коронавирусного кризиса в понедельник, когда 17 игроков первой команды отказались принять 80-процентное сокращение зарплаты.
Явно, это крайний пример, но он показывает, насколько трудно найти общий язык или выйти из кризиса.
Как указывает Ловэн, ситуация в Англии, особенно в нескольких ведущих клубах Премьер-лиги, еще более осложняется тем фактом, что многие контракты с игроками теперь "сильно искажены в сторону стимулирующих выплат" или бонусов.
"В обычное время эти условные выплаты рассматриваются как беспроигрышный вариант, потому что клубы признают, что они выигрывают, если игрок достигает таких-то целей," - говорит он.
"Если же сезон будет отменен, игроки не получат эти бонусы, некоторые из которых они могли бы ожидать получить. В этих условиях должны ли они также согласиться на сокращение или задержку своей базовой зарплаты?"
"Часто существует напряженность между регулирующей и правовой сферами в глобальном спорте, и нынешний кризис ярко ее освещает. ФИФА находится в сложном положении, потому что у нее 211 ассоциаций-членов: каждая из них может иметь несколько иной подход к правилам, касающимся контрактов, и имеет различные правовые рамки, в которых эти контракты существуют".
Хорошим примером является то, как английский суд может интерпретировать контракт, истекающий 30 июня, по сравнению с судом в других странах Европы, и он основан на концепции "намерения сторон".
"В Англии она исходит из того, что объективный наблюдатель будет разумно рассматривать намерение исполнения контракта," - объясняет де Марко.
"В этом случае, если в контрактах указано 30 июня, было бы разумно предположить, что именно это и было задумано. Но по гражданскому праву вы смотрите больше на субъективную интерпретацию намерения. Так, например, если у вас есть доказательства того, что стороны контракта действительно имели в виду "до конца сезона", вы могли бы легче пролонгировать его."
Некоторые эксперты считают, что футболу необходимо еще раз взглянуть на контракты с игроками, поскольку они не содержат оговорок о "форс-мажорных обстоятельствах", защищающих от непредвиденных обстоятельств.
"Они распространены в других спортивных контрактах," - говорит Дэн Чепмен, руководитель отделов спорта и трудоустройства в юридической фирме в Восточной Англии.
"Например, последняя гонка сезона в Формуле-1 была запланирована в Абу-Даби, но им пришлось ее отменить и изменить расписание предыдущих гонок. Это отражено в договорах пилотов, которые обладают большей гибкостью."
"С другой стороны, футбольные контракты на самом деле не очень сложные, и мне интересно, нужно ли вообще на них смотреть после кризиса. Если вы Джуд Беллингхем ("Бирмингем Сити"), просто для примера, вы действительно хотите сыграть еще несколько игр в Чемпионшипе этим летом, если у вас уже согласован переезд в "Боруссию", "Дортмунд" или в "Манчестер Юнайтед"?"
"Я не думаю, что продление сезона на месяцы является реалистичным или возможным с юридической точки зрения. Я не представляю игроков, согласных на краткосрочные продления, при том, что они знают, что должны будут играть после короткого перерыва еще один длинный сезон. Риск травмы только возрастет."
Де Марко, однако, не настолько убежден, что футбольные контракты могут или будут изменены в результате кризиса.
"По уважительной причине футбольные контракты не являются чем-то похожим на большинство трудовых договоров," - говорит он. - "Во-первых, они являются результатом многолетних коллективных переговоров между клубами, профсоюзами игроков и руководящими органами, поэтому их нельзя изменить без консультаций."
"Во-вторых, это срочные контракты, поэтому игроков нельзя просто уволить или уволить по предварительному запросу, потому что для них нет работы. И в них нет форс-мажорных оговорок из-за весьма специфического характера отрасли."
"Игрок "Ливерпуля" не может просто написать свое заявление об уходе и затем присоединиться к "Арсеналу" подобно тому, как большинство из нас может перейти в другие компании. Так организованно для целостности и стабильности команды, что важно для футбольных соревнований, но фундаментально ограничивает рынок. Поэтому честно, что игроки получают что-то взамен."
"Некоторым может показаться разумными введение в контракты форс-мажора, но большинство игроков получают только два или три хороших контракта за всю свою жизнь -- справедливо ли, что эти контракты могут быть разорваны из-за чето-то, что находится полностью вне их контроля?"
Ловэн считает, что один из возможных путей выхода из правового минного поля - это ослабление запрета ФИФА на предварительные контракты между клубами в одной стране. Согласно действующим правилам, игроки могут подписывать предварительные контракты с зарубежными клубами, как это сделал Аарон Рэмси, когда ушел из "Арсенала" в "Юве".
"Один из способов потенциально ослабить беспокойство игроков - получить для них разрешение от национальных федераций подписывать предварительные контракты прямо сейчас в пределах национальных границ," - говорит Ловэн.
"Однако это может привести к потенциальным проблемам с честностью соревнований, поскольку игроки могут встретиться со своими будущими командами в заключительных матчах сезона. Но подписание предварительного контракта теоретически даст игрокам определенную степень защиты от рисков и последствий тяжелой травмы."
Даниэль Ги, спортивный адвокат, поднимает еще одну потенциальную головную боль для клубов и игроков.
"Что произойдет, если 1 июля у игрока нет контракта, но он не может быть нанят или зарегистрирован другим клубом до начала нового сезона, потому что трансферное окно сместилось? Это ограничение торговых отношений,"- говорит Ги.
"Кроме того, будут игроки, которые подпишут пролонгацию контрактов, только если они будут вознаграждены за дополнительный риск получения травмы. Вот почему я могу представить, что некоторые клубы просто решат играть с меньшим составом".
"Мне кажется, что у клубов будет достаточно игроков, чтобы закончить сезон, не совершая много краткосрочных сделок, хотя это, несомненно, приведет к вопросам честности соревнований. "Уотфорд" - хороший потенциальный пример, так как у Эурелио Гомеса и Бена Фостера заканчиваются контракты. Это - "дилемма заключенного" для них, должны ли они переподписать контракт или нет".
Другой адвокат, пожелавший остаться неназванным, сказал, что все эти проблемы означают "абсолютный кошмар", упомянутый выше, и поэтому он считает, что в ближайшие недели будет достигнут "переломный момента", и все осознают, что сезон не может быть завершен.
Он сказал, что думает, что лидеры в каждой лиге будут награждены титулами победителей, текущая таблица Премьер-лиги определит еврокубковые места, будут подняты вверх команды, занявшие два первых места в Чемпионшипе, Первой лиге и Второй лиге, и не будет никакого вылета команд. Затем подразделения будут перенастроены в предстоящие сезоны.
"Кто-то попытается подать в суд на лигу, но я думаю, что это будет путь наименьшего сопротивления, и я уверен, что с телевещателями можно будет договориться," - сказал он.