✍️ Петуха спросить забыли: выпуск, в котором все уходят с поля
Ну вот, рубрика возвращается. Я думал, что писать особо не о чем, когда всё казалось понятным и даже чуть оптимистичным. Теперь же «Тоттенхэм» снова живёт в состоянии мы то ли строим что-то большое, то ли просто ходим кругами. Неуверенность в Томасе Франке висит в воздухе, как туман над Северным Лондоном. Впрочем, если ждать идеального момента для разговоров о «шпорах», то мы бы не писали здесь лет десять.
Сегодня поговорим о самом необычном человеке, который носил форму «Тоттенхэма» в последние годы: вратаре, диджее, фотографе и потенциальном оскаровском лауреате Альфи Уайтмене. И о том, почему иногда лучше уйти красиво, чем стоять в воротах вечность, не касаясь мяча.
А затем о Микки ван де Вене и Джеде Спенсе, которые после поражения от «Челси» решили, что аплодисменты болельщикам это какая-то лишняя опция в их контракте. И о том, почему их выходка либо мелкая истерика, либо сигнал тревоги.
Уайтмэн завершает карьеру футболиста
Выпускник академии «Тоттенхэм Хотспур», вратарь и диджей-любитель Альфи Уайтмен уже давно является самым интересным игроком в команде. Как часто четвёртый вратарь вашего любимого клуба выступает на лондонском радио и проводит диджейские сеты с песнями Cocteau Twins, Винсента Галло, Эллиота Смита и Джона Брайона в сопровождении собственных фотографий? Или выпускает книгу с забавными лицами, сделанными из различных добавок, которые он принимал в рамках своих футбольных тренировок? Или включает Aphex Twin в раздевалке после тренировки? Его соцсети наполнен вычурными, порой рискованными фотографиями и постами, которые больше подходят студенту-художнику, чем профессиональному футболисту.
В прошлом году после его выступления на NTS Radio London Уайтмен показался невероятно крутым и интересным парнем, у которого много интересов и талантов, выходящих за рамки пинания круглого мяча по зелёной траве. И он никогда не был похож на футболиста. Во многом это связано с тем, что он редко выходил на поле.
За десять лет в клубе Уайтмен сыграл всего один матч — вышел на замену во втором тайме в матче Лиги Европы 2021 года против «Дегерфорса», того самого шведского клуба, в котором он позже провёл две аренды в 2021 и 2022 годах. Его контракт с «Тоттенхэмом» истёк прошлым летом, и он спокойно покинул клуб, в котором жил с 2015 года.
Я ожидал, что в социальных сетях появится сообщение о том, что Альфи подписал новый контракт с новым клубом. Может быть, с какой-нибудь командой из Первой или Второй лиги, которая испытывает трудности и в которой есть вакансия, что даёт возможность такому игроку, как Альфи, с опытом работы в крупных клубах, впервые в карьере стать игроком основного состава.
Но эти истории так и не появились. Вместо этого в Athletic вышла статья, в которой говорится, что Уайтмен окончательно повесил перчатки на гвоздь в возрасте 26 лет, чтобы заняться совершенно другой карьерой — теперь он фотограф и режиссёр в лондонской кинокомпании Somesuch.
Неудивительно, что он откровенно и без прикрас рассказывает о том, почему ушёл из спорта, о своей футбольной карьере и о том, что в нём изменилось, побудив к столь резкому смене профессии.
«Я подписал контракт с «Тоттенхэмом» в 10 лет. Затем я бросил школу в 16 и полностью посвятил себя футболу. Когда мне было 17 или 18, я жил в общежитии, и у меня было такое чувство: «И это всё?» Я садился в микроавтобус, ехал на тренировку, сдавал экзамен по спортивной науке и возвращался домой, чтобы поиграть в видеоигры. Я понял, что здесь я не счастлив, ещё в юном возрасте.»
«Стереотипное представление о футболисте в целом верно. Это культура гольфа и сумок для туалетных принадлежностей. Я был таким молодым футболистом. Я хотел сумку для туалетных принадлежностей от Gucci и ездил на «Мерседесе». Вы все просто становитесь отражением друг друга. Вы продукт своего окружения. Таков футбол в этой стране: он настолько оторван от всего остального. Ты ходишь на тренировки, а потом возвращаешься домой, вот и всё.»
«Думаю, я всегда чувствовал себя немного не таким, как все. Мои товарищи по команде, с которыми я хорошо ладил, называли меня хиппи. Таково было их определение. Но потом, когда мне было 18, я встретил свою бывшую девушку, которая была моделью. Она была немного старше меня. Её лучшая подруга была режиссёром. Это просто открыло мне глаза на то, что может предложить жизнь.»
«Когда я немного повзрослел, мне было 18 или 19 лет, я начал знакомиться с новыми людьми и лучше понимать себя, а также разбираться в футбольном мире, потому что он очень закрытый».
Люди шутят о том, что некоторые вратари в крупных футбольных клубах являются «профессиональными дублёрами». Они «зарабатывают на жизнь», получая деньги за то, что приходят на тренировки, иногда сидят на скамейке запасных и никогда не выходят на поле, кроме как в случае травмы основного вратаря, но при этом получают довольно хорошую зарплату. Таким был Альфи. Он так и не добился большого успеха в футболе, но его связь с этим видом спорта открыла перед ним другие двери, особенно в кинематографических кругах, чем он, по его словам, увлёкся. The Athletic отмечает, что он начал общаться с представителями киноиндустрии, проводя свободное от тренировок время на съёмочных площадках и вокруг них.
«Карьера в футболе коротка, даже если ты действительно хорош, и я знал, что не хочу в ней оставаться. Я пытался набраться опыта и активно изучал то, что меня интересовало, но в основном потому, что мне это нравилось и я был окружён людьми, которые занимались тем, что нравилось мне. Они что-то создавали. Это действительно вдохновляло.»
Осознание пришло к нему, когда он был в аренде в Швеции. По его словам, именно тогда он понял, хочет ли он остаться в футболе или ему стоит задуматься о том, чем он хочет заниматься дальше. В то время он восстанавливался после серьёзной травмы и ежедневно тренировался, практически не имея шансов когда-либо выйти на поле.
«Тренировки и всё такое — одно и то же, и всё в тени. Это как грёбаный День сурка. У «Тоттенхэма» невероятная тренировочная база с потрясающими условиями, и я работал с лучшими игроками. Но это не приносило удовлетворения. Я хочу участвовать в напряжённых матчах или чувствовать прогресс. Когда ты не играешь, это очень сложно сделать. Хуже того, ты скорее регрессируешь.»
«Я многому научился в Швеции. Я был в новой среде, на природе. Весной у меня состоится выставка, на которой будут представлены работы, созданные мной во время пребывания там, все эти автопортреты и странные вещи. Я не планировал этого, но это стало для меня периодом самоанализа. Я смотрю на эти работы сейчас, и в них чувствуется какая-то потерянность или раздвоенность. Это было в 2022 году, так что это чувство было всегда.»
«Наступили выходные, я поехал домой и начал обдумывать все возможные варианты. У меня были другие проекты, которые я разрабатывал параллельно, и они меня больше увлекали. Проще говоря, я видел счастье в этих других направлениях.»
«Дошло до того, что я предпочел бы закончить все на своих условиях, чем перейти в клуб, в который я просто не хотел переходить. Когда я был моложе, я всегда говорил, что не хочу играть в низших лигах; я всегда стремился к самому высокому уровню. В противном случае я бы предпочел заняться чем-то другим. Так что я просто сделал этот шаг в неизвестность и подумал: «О, черт возьми. Я действительно это делаю». Всякое может случиться. Я полностью контролирую свою жизнь, и это одновременно очень волнительно и очень страшно.»
В своей новой роли Уайтмен перестал следить за мячом с помощью глаз и рук и занялся кадрированием и компоновкой фотографий. Он уже проводил фотосессии для британских знаменитостей средней руки и снял пару короткометражных фильмов. Из интервью становится ясно, что он выглядит счастливым. Он смирился с тем, что больше не будет играть в футбол на самом высоком уровне, но начинает получать удовольствие от чего-то нового.
Альфи Уайтмена не будут помнить за то, что он делал, когда был запасным игроком на стадионе «Тоттенхэм Хотспур». У него есть номер в Зале славы благодаря его дебюту в основном составе в матче против Дегерфорса, но, скорее всего, он останется лишь сноской в долгой и славной истории «Тоттенхэма». И это нормально. Я никогда с ним не встречался, но, как ни странно, мне кажется, что я немного знаком с ним по его творчеству и нашим общим музыкальным вкусам. Я чертовски уважаю его за то, что он принял непростое решение сменить профессию и заняться тем, что ему явно по душе.
По этой причине Альфи Уайтмен навсегда останется одним из моих любимых игроков «Тоттенхэма». Я буду ждать тебя на красной дорожке кинофестиваля «Сандэнс».
Выходка Джеда и Микки
После домашнего поражения «Тоттенхэм Хотспур» от «Челси» со счётом 1:0 осталось много вопросов, но больше всего люди обсуждают явное пренебрежение Микки ван де Вена и Джеда Спенса к своему главному тренеру Томасу Франку после матча. На записи с камеры в туннеле и на кадрах, снятых болельщиками на мобильные телефоны, видно, как Франк пытается убедить Микки и Джеда поаплодировать болельщикам, несмотря на результат. Оба игрока, явно расстроенные, отмахиваются от него. Франк просто смотрел им вслед, пока они шли по туннелю в раздевалку.
Франка, естественно, спросили об этом на послематчевой пресс-конференции, но, похоже, его это волновало гораздо меньше, чем других.
«Все игроки, конечно, расстроены. Они хотели бы хорошо выступить, хотели бы победить, хотели бы показать себя с лучшей стороны, и я это понимаю. Думаю, сложно сохранять самообладание и в хорошие, и в плохие времена. Вот почему я обратился к болельщикам. Когда мы побеждаем, мне веселее, могу вам сказать.»
«Я понимаю, почему вы задаёте этот вопрос, но, на мой взгляд, это одна из незначительных проблем. У нас есть Микки ван де Вен и Джед Спенс, которые делают всё, что в их силах. В этом сезоне они показывают отличные результаты, и все ими довольны. Мы действуем по-другому, поэтому я не думаю, что это большая проблема.»
Конечно, социальные сети и эксперты наперебой твердят о том, что Фрэнк потерял контроль над раздевалкой и что это может стать началом конца его пребывания в должности. Хотя действия Ван де Вена и Спенса, безусловно, не внушают оптимизма, совершенно неясно, означает ли этот инцидент что-то из перечисленного. Как минимум, а возможно, и как максимум, это говорит о том, что игроки были так же злы и разочарованы результатом, как и болельщики, а решение вернуться в туннель могло быть реакцией на свист, раздавшийся с трибун.
По правде говоря, мы не знаем. Возможно, это была незначительная ссора между двумя разочарованными игроками, у которых были неудачные матчи. Также, как предполагают некоторые, это может быть первым признаком того, что Франк теряет контроль над раздевалкой (хотя мне это кажется маловероятным). Похоже, что терпение болельщиков «Тоттенхэма» по отношению к нынешней тактике тренера, которая привела «шпор» на четвёртое место в таблице, но при этом позволила показать абсолютно скудный футбол, подошло к концу.
Однако я бы сказал, что, как бы плох ни был футбол (а он был ПЛОХ, ребята), я никогда не поддерживал болельщиков, которые освистывают игроков во время или после поражений. То, что это происходит сейчас, на мой взгляд, свидетельствует о хроническом недостатке терпения у фанатов, которые были особенно непостоянны в последнее десятилетие… и не без причины, но всё же.
Позвольте мне прояснить свою позицию: я тоже недоволен тем, как играет «Тоттенхэм». Предпочтительная тактика Франка в сочетании с тем, что сейчас кажется несколько бессистемным летним трансферным окном, привела к тому, что команда сильна в обороне, но совершенно беспомощна в атаке и при построении игры, что почти противоположно тому, что мы видели при Анже Постекоглу (по крайней мере, в его первый сезон). Но мы также знаем, что команды датчанина, по крайней мере на первых порах, развиваются медленно и что командам требуется время, чтобы полностью понять, чего он от них хочет. Я думаю, что у него неидеальная команда, которой мешают серьёзные травмы и которой всё ещё не хватает ключевых игроков, чтобы добиться успеха.
Меня также раздражает то, что те же фанаты, которые критиковали Дэниела Леви за частую смену менеджеров, теперь сами призывают к дальнейшим переменам. Хотя я не хочу вспоминать "войну за Анжика" из прошлого сезона, с прошлого года многое изменилось: Леви и Постекоглу ушли, теперь за дело взялись Винай Вентакетшам и дети Льюиса, появилась новая структура подбора персонала и т. д. Так что если когда-то и был веский аргумент в пользу того, чтобы придерживаться выбранного курса и дать менеджеру время, то сейчас это именно так.
Франк, надо отдать ему должное, не стал приукрашивать, насколько плохим был тот матч в субботу.
«Мы все чувствуем разочарование и эмоции. Это часть футбола. Это очень больно, и, конечно, это часть нашей работы: стоять перед вами и отвечать на очень хорошие вопросы, когда внутри всё пылает. Вам нравится искать решения, пересматривать игру и анализировать, что пошло не так, но я думаю, что нужно стараться сохранять спокойствие. В целом, я считаю, что «Челси» был хорош, а мы были явно на втором месте.»
«Мы плохо выступили. Думаю, нам не хватило энергии и интенсивности, а также свежести, которой нам не хватило. Кроме того, я думаю, что они оказывали на нас сильное давление, и я не думаю, что мы справились с этим достаточно хорошо, хотя мы и работали над этим. Думаю, нам не хватало давления в начале, пока мы не взяли себя в руки, а потом они повели 1:0, и мы начали догонять. Тогда получается замкнутый круг, в котором мы гоняемся за чем-то, нам не хватает интенсивности и энергии, и мы принимаем неверные решения.»
Гульельмо Викарио, сделавший восемь сейвов и практически в одиночку не позволивший команде проиграть разгромно, высказался так же прямо.
«Это тяжело принять, но такова реальность сегодняшнего футбола. Нам нужно заглянуть внутрь себя и сделать больше, потому что, когда ты играешь за этот клуб, мы должны выкладываться на 100 %. Я знаю, что это тяжело, но мы должны делать это каждый день»
«Когда ты выходишь на поле, тебе тяжело смириться с тем, что ты не можешь показать свой лучший результат, что у тебя мало энергии, но сегодня что-то пошло не так. Все знают, что лично нам нужно приложить немного больше усилий, если мы хотим добиться хороших результатов, сделать всех счастливыми и самим стать счастливее. Сегодня у нас неудачный день, мы выступили не лучшим образом».
Впрочем после невероятного гола Микки в ворота «Копенгагена» прошлой ночью Франк отметил: «Кажется, он наш лучший бомбардир во всех соревнованиях, так что пусть продолжает. В таком случае он может проходить мимо меня каждый раз, когда в плохом настроении после игры!»
Все ненавидят проигрывать. Болельщики «Тоттенхэма» больше всего ненавидят проигрывать «Челси» и «Арсеналу». За последние 18 встреч «Тоттенхэм» обыграл «синих» всего один раз, и в этот раз казалось, что они смогут победить. А когда поражение происходит из-за одного из самых скучных матчей, которые мы видели за последнее время, это особенно тяжело пережить. Никто не рад, все расстроены. Тем не менее очень важно держать дёргающиеся колени под контролем, поддерживать команду и давать всем участникам время на адаптацию и изменения.
"...Кажется, он наш лучший бомбардир во всех соревнованиях, так что пусть продолжает." Как бы эта точка зрения плавно не эволюционировала в: "У нас есть отличный бомбардир ВДВ, так что нам не надо больше усиливать атаку")
Но со словами босса (не в этом тексте) о том, что свистеть надо после игры, а не во время, в т.ч. в перерыве, я, пожалуй, соглашусь. Болельщики, как любят говорить - 12-й игрок, и этот игрок должен помогать, а не мешать, иначе это выглядит, как если бы, скажем, Викарио во время матча, вместо того, чтобы исполнять свой функционал, бегал бы полю и бил игрокам фейсы за ошибки. После игры - сколько угодно, но не во время. Впрочем, человек - существо эмоциональное и нуждающееся в том, чтобы выплеснуть пар здесь и сейчас, так что прошу рассматривать второй абзац исключительно как имхо и теорию)