Хотя, СМИ пишут, что Рагник был не против.
Ральф Рангник - лучший выбор на пост менеджера "шпор"
Это была самая большая платформа, которую когда-либо имел Рангник — тогда ему было 40 лет. Он был тренером скромного "Ульма" во втором дивизионе Германии. Ведущий, Михаэль Штайнбрехер, имел гораздо больший профиль, и его программа, “Das Aktuelle Sportstudio”, была национальным институтом.
Появление Рангника длилось около пяти минут, но идеи, которые он изложил, были взрывоопасными. Хладнокровно, хирургически он ругал многие из незыблемых принципов немецкого футбола. Его не очень хорошо приняли. “Была большая реакция,” - сказал Рангник.
Его высмеивали за отсутствие игровой карьеры, отвергали как “книжного умника". Его прозвали, с насмешкой, “футбольным профессором".
Это интервью состоялось зимой 1998 года. Оглядываясь назад, Рангник кажется не столько индивидуалистом, сколько оракулом. Подход, который он изложил на этой хлипкой доске тактики — зональная разметка, задняя четверка, яростный и организованный прессинг соперника — стал основой футбола в эпоху сенсорных экранов.
Видение будущего
Есть причина, по которой Рангник считается, вполне возможно, самым интригующим свободным агентом на тренерском рынке футбола. Есть много тех, кто моложе, или кто поднял больше трофеев, или кто мог бы получить более высокую зарплату, или кто видит, что их имена связаны с самыми престижными клубами мира с завышенной регулярностью. Однако есть очень немногие, кто может с полным основанием утверждать, что оказал большее влияние на игру, чем человек, широко известный как верховный жрец прессинга.
Его протеже — такие как Марко Роуз, Ади Хюттер, Себастьян Хоэнс и Юлиан Нагельсманн — внедрили свою школу мышления в команды по всей Бундеслиге. Доминирующий стиль немецкого футбола в настоящее время — тот, который экспортируется за пределы Бундеслиги такими профессионалами, как Томас Тухель и Ральф Хазенхюттль — это стиль, за который предлагал Рангник два десятилетия назад.
Многие из методов, которые он изобрел, продвинулись еще дальше. Рангник, например, был одним из первых тренеров, который придерживался “правила восьми секунд”, согласно которому большинство голов забивается в течение нескольких секунд после возвращения мяча. Эта идея теперь является частью базового мышления большинства тренеров.
“Пять или 10 лет назад вы не боялись того, что делает другая команда, пока у вас был мяч”, - сказал он. - "Сейчас у большинства команд в большинстве лиг есть какой-то план, как они могут навредить тебе, когда у них нет владения мячом.”
Однако величайшим доказательством триумфа его идей является характер "Ливерпуля" и мюнхенской "Баварии", действующих чемпионов Англии, Германии и Европы. Множество игроков в обоих клубах столкнулись с Рангником на определенном этапе своего развития. Помощник главного тренера "Баварии" Дэнни Рель - ученик Рангника. Юрген Клопп, главный тренер "Ливерпуля", на ранней стадии своей карьеры во многом заимствовал его наработки.
Рангник считает Клоппа “лучшим тренером в мире”, тем, кто перенес его убеждения на другой уровень совершенства. Можно провести прямую линию от идей, которые Рангник отстаивал 22 года назад, к насущной игре, ставшей не только визитной карточкой "Ливерпуля" и "Баварии", но и лучшей футбольной практикой, ее доминирующей ортодоксальностью. То, что Рангник объяснил этой аудитории в той передаче, было будущим игры. Он просто еще не знал этого.
Сущность идей
Рангника приглашали обратно в “Das Aktuelle Sportstudio” примерно дюжину раз с момента его дебюта. Каждое появление сейчас - это что-то вроде переворота.
Хотя отношения Германии с "Хоффенхаймом" и "РБ Лейпцигом", командами, с которыми Рангник наиболее тесно связан, остаются непростыми, никто больше не обвиняет его в отсутствии игровой карьеры. “Если вы посмотрите на Бундеслигу, то подавляющее большинство тренеров играли не на самом высоком уровне," - сказал он.
Однако, несмотря на свое оправдание, у него нет большого желания проецировать влияние судьбы на свою историю. Судя по тому, как он это рассказывает, его взлет испещрен совпадениями. Был день, когда он, будучи футболистом, выиграл звание Игрока матча во встрече, в которой все, что он сделал, это опекал звезду противника. "Я спрашивал себя," - сказал он, - "Чем ты сегодня занималась, кроме того, что испортил ему все?”
Однажды тренерскую любительскую команду вызвали на товарищеский матч против киевского "Динамо" Валерия Лобановского. “Я был уверен, что совершил ошибку, что назвал на одного игрока меньше," - сказал Рангник. - “Потому что мне показалось, что у них определенно больше людей на поле.”
И было решение Германии в конце 90-х годов инвестировать значительные средства в свою молодежную систему в сочетании с ее неудачей на международной арене на чемпионате Европы в 2000 году, что создало условия, в которых его стиль футбола - и тренеров без выдающегося опыта - мог процветать.
Эта интерпретация его собственной истории имеет большое значение, когда речь заходит о будущем игры, которую он помог сформировать. Историю футбола можно рассматривать как битву идей, в которой каждая стратегия, которая выходит на первый план, рано или поздно сначала нейтрализуется, а затем отменяется новой.
Или же ее можно рассматривать — как это делает Рангник — не столько как историю конфликта между системами, сколько как историю общения между ними. По его мнению, он просто опирался на работу таких людей, как Арриго Сакки, великий менеджер "Милана", а также Лобановский.
То, что произойдет дальше, по его мнению, не опрокинет ортодоксию, которую он помог установить, но будет опираться на нее. Он особенно заинтригован тем, как команды используют стандарты. Треть голов забивается с угловых, штрафных и вбрасываний, сказал он. И все же треть тренировочного времени не посвящается их практике. Он не верит, что нынешняя эпоха - это конец истории. Это просто еще одно начало.
Следующий рубеж
Рангник с чувством удовлетворения наблюдал за триумфами "Ливерпуля" и "Баварии" за последние два года. Не просто из любви к тем игрокам и тренерам обоих клубов, которых он считает своими друзьями, а потому, что они продемонстрировали, как далеко могут зайти его идеи.
“Лионель Месси-лучший игрок в мире,” - сказал он. - "Но даже он не сопротивляется прессингу. Посмотрите на то, что произошло в матчах против "Ливерпуля" и против "Баварии": если вы играете в унисон, как команда, то даже у него не было никаких решений.” Коллектив, действуя правильно, превосходит индивида.
Представить Рангника — или Клоппа, или, если уж на то пошло, Ханси Флика из мюнхенской "Баварии" — всего лишь проповедником прессинга - значит неправильно понять природу революции. “Это очень важная часть игры, как видят ее такие люди, как я и Юрген”, - сказал он. - "Но это только часть.”
Друг Рангника приводит аналогию: прессинг - это плод, видимый продукт, но работа продолжается в корнях. Не только в тренерской работе с игроками — научить команды “находить правильные решения в сложных ситуациях и под давлением”, но и в каждом элементе клуба.
Рангник изменил то, как играли его команды — либо как тренер, либо как спортивный директор — потому что он изменил структуру, стоящую за ними. Летом он покинул "Ред Булл", но долгожданный переход в "Милан" так и не состоялся. Где бы он ни приземлился в следующий раз — в идеале, сказал он, в Англии или Германии — он будет ожидать того же.
В Лейпциге ожидалось, что игроки прибудут в тренировочный центр за 90 минут до начала сеанса, чтобы они могли пройти анализы слюны и крови; в течение 30 минут Рангник и его сотрудники узнают, сколько игроков будут тренироваться в этот день и насколько усердно. Они тестировали на аллергию — глютен и лактозу — и адаптировали диеты своих игроков. Они привлекли эксперта, чтобы помочь научить их, как максимально увеличить их сон.
Эти данные, по его словам, станут следующим рубежом, как и все остальное на поле. Успех и неудача в футболе будут зависеть от качества информации, которой обладают команды, и качества экспертов, которых они назначили для ее предоставления и расшифровки.
Подпишитесь на новостную рассылку Рори Смита: Главный футбольный корреспондент Рори Смит проводит вас от самых больших матчей до самых маленьких лиг, освещая тактику, историю и личности самого популярного вида спорта в мире.
На протяжении всей своей карьеры он не только опирался на аналитиков, но и обучал их тому, какой анализ они должны проводить. Скауты были обучены знать, что искать, иметь четкое представление о тех чертах характера игроков, которые хорошо работали в его командах, или о тех тренерах, которые могли бы им подойти.
“У нас был четкий профиль типов тренеров, которые нам нужны, конкретный профиль типа игрока, которого мы хотели для каждой позиции на поле,” - сказал он. - “Если вы точно знаете, что вам нужно, это становится довольно просто.”
По всей Европе есть несколько клубов, которые в настоящее время соответствуют этим критериям успеха. Один из них - "РБ Лейпциг". В этом, пожалуй, нет ничего удивительного, учитывая, что он построен по образу и подобию Рангника. Он задается вопросом, заслуживает ли "Пари Сен-Жермен" включения (статья NY Times был написана до ухода Тухеля). Мюнхенская "Бавария" и "Ливерпуль" - определенно.
Неудивительно, что у них у всех немецкие тренеры, те, у кого есть хоть немного одобрения Рангника, те, кто видит футбол так же, как он. Именно так, по его мнению, выглядит будущее футбола. Он уже разглядел его однажды. Он верит, что сможет увидеть его снова.
Анализ тактики
Команды Рангника не будут удерживать владение ради владания. Также они не будут сидеть сложа руки, в глубоком блоке, чтобы дождаться шанса вернуть себе владение. Вместо этого они будут активно заманивать соперника в ловушки, чтобы выиграть мяч с численным превосходством на определенных участках. После того, как они выиграли мяч, они стремятся доставить его в направлении ворот противника как можно быстрее. На этапе владения они также будут искать наиболее вертикальные варианты атаки, чтобы всегда угрожать оппозиции. Идея, лежащая в основе всех этих принципов, заключается в возможности использования дезорганизации соперника после того, как он выиграл мяч, и в уменьшении риска потерять владение мячом при широкой и уязвимой атакующей структуре.
Его стиль игры требует большого бега, интенсивности и физической силы в целом. Из-за этого он предпочитает играть с относительно молодыми составами. Это позволяет его командам быстрее восстанавливаться и поддерживать высокую интенсивность как на тренировках, так и в матчах в течение всего сезона.
В целом, Рангник - один из самых интересных тренеров на рынке на данный момент, считает TotalFootballAnalyses. А с его опытом в сочетании с инновационным мышлением немецкий главный тренер мог бы стать привлекательным тренером для многих топ-клубов даже за пределами Германии.
PS. Ральф Рангник говорит, что в 2019 году он купил бывшего тренера U19 "Майнц 05" Бо Свенссона в концерн "Редбулл" за 1,5 миллиона евро, несмотря на то, что у него оставалось всего 6 месяцев контракта. "Один из самых интересных тренеров в Германии." - сказал он. "Майнц 05" выкупил его обратно в январе этого года, предложив должность главного тренера.
PPS. Как же Рангник оказался в числе кандидатов?
При Моуриньо мы попытались сбалансировать предпочтение Леви молодым талантам с желанием построить команду, чтобы немедленно победить. Таким образом, такие игроки, как Родон, Бергвейн и Регилон, подписаны из-за ценности и роста, но также в команде есть Доэрти, Бейл, Хойберг, которые находятся дальше по возрастной кривой. Пожалуй, подобная трансферная стратегия хорошо выглядела только на бумаге. Сейчас у клуба нет идеологии.
Теперь про Ральфа. То, что он приносит - это идеология в идеальном соответствии с клубом и желаниями фанатов. Подпишите молодых игроков, а затем продайте их за непомерные гонорары и продолжайте движение. Играйте в привлекательный высокий прессинг. Стройте долгосрочный проект.
Другие топ-клубы хотят, чтобы Рангник был в их структуре, но только спортивным директором. Мы находимся в положении, когда "шпоры" - единственная команда, которая может предложить ему руководящую роль и заставить его играть де-факто роль спортдира в краткосрочной перспективе, прежде чем он полностью перейдет в совет директоров через год или два. Возьмется ли он за "шпоры", чтобы сразиться с "Сити" в следующем сезоне? Разумеется, нет, но он менеджер, который привел в Лигу чемпионов команды, у которых реально нет набора игроков для этого, а также строит долгосрочную структуру вокруг клуба, которая способна выдержать испытание временем. Удовлетворит ли это часть фанатов "ТРОФЕЕВ"? Вероятно, нет, но если мы все согласны с тем, что команде все равно нужна перестройка, то союз с Рангником гораздо логичнее, чем попытка пригласить менеджера с громким именем.