Тактический обзор и анализ сезона. Игра против "Стока"
В первой части своего глобального опуса Люк анализирует тактику и особенности "Тоттенхэм Хотспур" при Маурисио Почеттино в ранних играх прошлого сезона против "КПР", "Арсенала" и "Стоук Сити", ставших решающими для Юнеса Кабуля, Этьена Капу и Эммануэля Адебайора.
Матч №3: Тоттенхэм Хотспур - Сток Сити 1 - 2.
Три дня спустя после поездки в Грецию, к местному “Астерасу”, Почеттино решил дать отдых игрокам вроде Яна Вертонгена и Эрика Дайера, и наградить игровым временем Харри Кейна и Эндроса Таунсенда. Бенталеб был травмирован, и, таким образом, пару в центре поля составили Райан Мэйсон и Этьен Капу.
Это была игра, в которой "Шпорам" было необходимо чрезвычайно много работать для того, чтобы утвердиться на каждой зоне. “Сток” очень глубоко оборонялся, руководствуясь схемой 1-4-4-2. Сидвелл и Н’Зонзи были опущены крайне низко и сделали практически невозможным нахождение для нашего атакующего квартета свободного пространства внутри или даже на подходе к штрафной площади "Гончаров".
Как видно на изображении выше, “Сток” эффективно ограничил пространство перед собственной штрафной, также убедившись, что “Шпоры” владеют мячом в тех зонах, где даже удары с дальних дистанций не были угрозой для Беговича. Н’Зонзи отрезал Капу от передачи его партнеру Эриксену, заодно расположившись рядом с Мэйсоном на случай, если Капу решится на горизонтальный передачу. Таунсенд редко хочет принимать мяч в центральных зонах и вместо этого делает смещение на фланг, где он может сыграть в привычную для себя игру 1 в 1 с крайним защитником. Шадли и Кейн были легко выведены из игры, и Капу просто не имел вариантов впереди, особенно ввиду того, что с ним сближался Кркич.
“Сток” превосходно справлялся с задачей по сведению на нет наших атак на протяжении всего матча, и ко всему прочему наша игра в пас была медленней обычного, что в совокупности вылилось в лишь один созданный явный момент за всю игру (удар головой Кейна на первых минутах игры). После ранней травмы Бардсли и выхода Камерона “Сток” стал располагать доминирующей с точки зрения воздуха четверкой защитников, поэтому не было сюрприза в том, что план игры “Стока” заключался в том, чтобы заставлять "лилейно - белых" атаковать широко и создавать свои моменты посредством кроссов. “Шпоры” выполнили 21 кросс за всю игру, из которых только 6 достигли цели, 6 из 21. Было уже не раз показано и доказано, что кроссы - это крайне неэффективный метод для создания голевых моментов, особенно против хорошо организованной обороны (если кто-то нуждается в доказательствах, предлагаю просмотреть игру предыдущего сезона на “Олд Траффорд” между “Манчестер Юнайтед” и “Фулхэмом”, где игроки Манчестера совершили 81 кросс против 4 у Фулхэма, и игра завершилась со счетом 2 - 2).
Главной проблемой, с которой мы столкнулись в этой игре, стала недостаточная взаимозаменяемость между игроками нашей атакующей четверки. Таунсенд и Кейн, в частности, имеют их излюбленные зоны действия; Таунсенд хочет получать мяч только возле боковой линии, где он сможет сыграть 1 в 1 с крайним защитником, в то время как Кейну обычно нравится сдвигаться на левую бровку, где он может пробежаться через оборону и включить свою правую ногу. Это оставило Эриксена и Шадли с малым пространством для работы и сделало наше движение (вернее, недостаток движения) особенно легким с точки зрения обороны для соперника.
В начале второй половины матча Почеттино выпустил Ламелу и Дембеле вместо Эриксена и Таунсенда, временно перейдя на схему 1-4-3-3. Легкая свобода действий Дембеле дала “Шпорам” новый путь через полузащиту “Стока”, поскольку появился более прямой подход, когда, получая мяч от нашей оборонительной линии, он использует свой дриблинг и прямой стиль передач.
Дембеле, получающий на снимке выше мяч в середине поля, и появившийся вместе с ним Ламела временно помогли “Шпорам” создать более непредвиденный вектор атак, позволив нам добиться дальнейшего плацдарма в игре, ограничив преимущества “Стока”.
Убирание выдвинутого полузащитника, располагающегося прямо перед нападающим, создало новую проблему для оборонительной схемы "Стока" 1-4-4-2. Атакующие игроки “Шпор” (в частности Шадли и Ламела) теперь имели больше пространства между друг другом для того, чтобы вынудить защитников покинуть их позиции, в то время как оттяжка Дембеле спровоцировала большее движение полузащиты "гончаров", таким образом, создавая больше пространства для Мэйсона и Капу. Защитные способности Дембеле также способствовали удержанию нитей игры в "руках" “Тоттенхэма”.
Однако Почеттино принял странное решение (возможно, что и отчаянное) на 65 минуте, выпустив Адебайора вместо Капу, в тот момент, когда “Шпоры” начали возвращаться в игру. Это привело к смене расстановки на 1-4-2-3-1 / 1-4-2-2-2 и, соответственно, означало больше оборонительной работы для Дембеле и Ламелы, а для наших крайних защитников - больше работы созидательной. Естественно, Шпоры были вынуждены играть более прямолинейно, используя крайних защитников и двух нападающих, что было странным, зная способности “Стока” при игре против такой тактики.
Не только атакующая стратегия была ошибочной в этой игре, но и стратегия оборонительная вызвала вопросы. “Шпоры” вернулись к высокому прессингу, пытаясь выиграть мяч на половине поля соперника, либо вынудить последних использовать верховые передачи, дабы вернуть владение мячом. Я еще раз повторю, “Шпоры” вернулись к высокому прессингу, дабы завладеть игровым преимуществом, заставляя “Сток” использовать верховые передачи. Игра “Стока” была построена таким образом, что Диуф имел поддержку справа в лице Уолтерса, тем самым стремясь получить преимущество на втором этаже против Кабула и Роуза. Уолтерс был тем самым столбом на половине поля “Шпор”, что выиграл большинство своих верховых дуэлей, таким образом, позволив “Стоку” поддерживать игровое преимущество на нашей половине поля, и не дать, игрокам “Шпор” вернуть себе владение мячом. Мозес способствовал поддержанию широты в атаке “Стока”, сохранив нашу оборонительную линию в растянутом виде, что усложнило задачу для “Шпор” подбора вторых мячей. Шпорам необходимо было изменить их привычную игровую формацию с 1-4-4-2 на 1-4-1-4-1. Это бы стимулировало игроков центра защиты “Стока” играть в более короткий пас, так как они находились бы под менее сильным давлением, точнее только от одного форварда, и было бы проще найти игроков центра поля. Также дополнительное преимущество от глубоко расположенного игрока “Шпор” помогло бы им поддерживать компактность обороны, во время долгих розыгрышей мяча, этот игрок мог бы смещаться в защиту и накрывать игрока противника, где это нужно было бы в определенный момент, что конечно, дало бы “Шпорам” более высокий шанс на подборы.
Эриксен, в частности, был слишком увлечен прессингом игроков центра обороны “Гончаров”, пытаясь вызвать высокий прессинг, когда он был не нужен. Часто он просто прессинговал Шоукросса, когда защитник “Стока” находился лицом ко всему полю, что давало шанс последнему просто перевести мяч на Уолтерса, тем самым сводя цель высокого прессинга Шпор к “нулю”.
Здесь необходимо поговорить немного об игроке, который инициирует прессинг: В большинстве сценариев роль такого игрока берет на себя тот, кто этот мяч потерял, на примере игры со “Стоком” - был момент, когда Кабул выдвинулся с мячом на половину “Стока”, и его передача оказалась перехваченной, однако вместо возвращения на свою позицию он незамедлительно начал прессинговать игрока с мячом. В ситуациях такого рода "игрок - триггер" будет тем самым игроком, потерявшим мяч, оказываясь тем, кто имеет наименьшее знание о расположении партнеров позади него. В ситуации с Кабулем, когда он выдвинулся с мячом и сделал свой пас (который был перехвачен), он не имел особого понятия о ситуации позади него и имел такое же представление о том, будут ли Мозес/Диуф совершать забегания, или сместился ли Капу, чтобы прикрыть брешь в обороне. Таким образом, чтобы помочь команде, он сразу приступил к прессингу и стал тем самым человеком, запустившим прессинг, давая игрокам “Шпор” (тем, кто имеет наибольшее понимание/чтение ситуации) возможность его поддержать.
Как можно заметить на приведенном выше снимке, Кабул прессингует игрока, только что перехватившего у него мяч, давая возможность одноклубникам среагировать - либо путем устранения возможностей для передачи, либо перехода к оборонительной расстановке.
В других случаях, игрок, запускающий прессинг - это тот, кто находится ближе всего к противнику. Обычно эти самые игроки (запускающие прессинг) появляются в момент обработки мяча противником или когда противник получает мяч лицом к собственным воротам либо рядом со штрафной площадью. Почеттино дает установку свой команде вынуждать противника оказываться в таких ситуациях, что дает его команде преимущество во владении мячом.
В большинстве случаев, когда ты прессингуешь противника, то стараешься не допускать того, чтобы слишком много игроков оказалось непосредственно в зоне мяча, поскольку рискуешь потерять построение команды и, таким образом, предоставить возможность для противника атаковать через открытое пространство при условии, если они смогли выйти из-под этого прессинга. Гол Бояна стал как раз прямым результатом того, что “Шпоры” связали слишком много игроков прессингом и сделались слишком открытыми, потеряв построение.
На приведенном выше снимке видно, что Боян в состоянии получить мяч и забежать за спины Мэйсону и Капу, тогда как Мозес и Диуф отвлекают наших игроков обороны, в результате чего Боян свободно бежит через центр и забивает красивый гол.
И Мэйсон, и Капу двинулись вперед с целью закрыть пространство для НЗонзи, однако Боян оказался без опеки и предпринял забег за спину Таунсенду в пространство, оставленное Капу и Мэйсоном. В то же время Диуф и Мозес сохранили свои высокие позиции на поле и сделали агрессивные вертикальные забеги, а это значило, что ни один из наших защитников не мог выдвинуться к Бояну до тех пор, пока не стало слишком поздно, поскольку они были озабочены тем, чтобы не дать Бояну возможность отдать пас своим одноклубникам в оставленную ими зону. Чтобы предотвратить эту ситуацию, Мэйсону следовало бы опуститься глубже, так как Эриксен уже начинал прессинговать НЗонзи, и помочь команде поддержать нужный баланс. Таунсенд тоже был виновен в том моменте, так как он не проверил должным образом окружающую обстановку, дабы убедить, что он блокирует пас НЗонзи на Бояна. На приведенном выше кадре можно увидеть прекрасный пример того, как агрессивный прессинг может применяться неправильно – “Шпоры” отчетливо рискуют компактностью построения, вовлекая слишком большое количество игроков в непосредственную зону игры без поддержки оборонительной линии, которая должна была подняться, осознав, что Мэйсон не отходит назад.
Именно после этой игры Капу, Кабул и Адебайор попали в опалу главного тренера, при том, что уровень игры Кабула и Капу значительно снизился с начала сезона. Перемещения Капу от игры к игре становились все более и более беспорядочными и, казалось, он совершенно выпадает из ритма всей команды, и противники стали готовить для него конкретные планы. В частности, во время северолондонского дерби “Канониры” заставляли “Тоттенхэм” играть длинными передачами, выставляя опекать трех своих футболистов против нашего оборонительного трио в тот момент, когда мяч был у Льориса, а в этой игре Боян и Диуф совместно предотвращали возможность для Капу подобрать мяч в зоне центрального круга.
На фото выше - отчаявшись в поиске пространства, Капу опустился на позицию крайнего защитника, где он был недоступен для передачи от Кабула. Это упростило задачу для трио полузащитников “Стока” обнаружить лучший вариант возможной передачи от Кабула.
Беспорядочные движения Капу серьезно нарушили наши игровые построения и в общем и целом означали, что “Шпоры” не смогли получить никакого численного преимущества против их соперников в полузащите, и, следовательно, это серьезно ударило по шансам в создании моментов и контроля игр.
В этом главный минус Капу, он не мобильный. Если он смещается на какую-либо позицию, то застревает там на 1-3 минуты, а опорник должен постоянно передвигаться туда, где больше всего нужен. При Боаше так вообще опорную зону не покидал, хотя это были замуты португальца